О стимулирующем тарифообразовании в эфире радио «Таврия»
Заместитель директора финансового ЧАО «ЭК «Херсоноблэнерго» Наталия Гавриленко в эфире радио «Таврия» рассказала радиослушателям о тарифах и тарифообразовании в энергетической отрасли.
Расскажите, пожалуйста, что такое стимулирующее тарифообразования? В чем заключается суть этой системы?
- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Прежде всего, хочу поблагодарить редакцию радиостанции «Таврия» за предоставленную возможность рассказать радиослушателям о тарифах и тарифообразовании в энергетической отрасли.
Сначала несколько слов о Компании «Херсонобленерго». Дело в том, что часто наши потребители считают, что «Херсонобленерго» - это энергосбыт в лице контролеров и Call-центр в лице операторов. На самом деле это сложная организация, эксплуатирующая 26 000 км линий электропередач различного класса напряжения, 4500 трансформаторных подстанций и обслуживающая 460 000 потребителей. Штат сотрудников «Херсонобленерго» составляет около 2500 высококвалифицированных специалистов.
Теперь перейдем непосредственно к теме нашей беседы - тарифам и тарифообразованию. Хочу сказать, что тариф на электроэнергию - это комплексное понятие, в общем случае это сумма в основном 3-х слагаемых: тарифа на передачу электроэнергии, тарифа на поставку электроэнергии и оптовой розничной цены. Мы с Вами будем говорить о тарифах на передачу и поставку электроэнергии, доля которых в расчете розничного тарифа составляет всего 25 %. То есть, если разложить 2,5 грн за 1 киловатт час, то 50 копеек из этой суммы будут налоги, 1,4 грн - это цена электроэнергии, купленной на оптовом рынке и всего лишь 60 копеек - это собственные средства энергокомпании. Поэтому, когда мы говорим о тарифообразовании, имеется ввиду только эти 60 копеек. Стимулирующее тарифообразование - это новый для Украины, но давно принятый в странах Европы, метод расчета тарифа.
Существует его официальное определение, согласно которому стимулирующее регулирование - это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленного на привлечение инвестиций для строительства и модернизации инфраструктуры электрических сетей и стимулирование эффективности расходов энергокомпаний. Им предусматривается установление величины необходимого дохода в зависимости от достижения установленных показателей надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей. Как видите определение довольно громоздкое.
Можно сказать несколько иначе: переход к стимулирующему регулированию означает определение необходимого дохода от осуществления деятельности энергокомпаний на основании подходов, которые должны стимулировать компании к эффективной деятельности - привлечение инвестиций, сокращение неэффективных расходов, обеспечение качественной поставки электроэнергии потребителям.
Почему для Украины так важно перейти на эту систему тарифообразования? Поможет ли она улучшить качество, предоставляемых услуг?
- Переход к стимулирующему тарифообразованию предусмотрен стратегическими документами ЕС, коалиции и Правительства. Необходимость внедрения стимулирующего регулирования предусмотрена Соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами - членами, с другой стороны и Договором об учреждении Европейского Сообщества в части внедрения Директивы 2009/72 / ЕС. Программой Правительства и стратегией устойчивого развития «Украина - 2020» предусмотрено совершенствование существующей нормативной базы тарифообразования в энергетике, в частности переход к стимулирующему тарифообразованию в сфере передачи и снабжения электрической энергии.
Основными целями введения стимулирующего тарифообразования является:
- создание привлекательного инвестиционного климата для развития и модернизации объектов энергетики Украины;
- обязательство энергокомпаний поддерживать определенные показатели качества услуг по передаче электрической энергии (SAIDI).
К слову, базовый индекс SAIDI или простыми словами уровень перерывов в электроснабжении в городе Херсоне составляет в данное время 748 мин, в Херсонской области около 988 мин.
- установка 3-5 летнего регуляторного периода, что позволит Компании более гибко планировать собственные затраты и повышать эффективность деятельности Компании путем снижения расходов.
Какие факторы будут влиять на формирование новых тарифов?
- Если говорить глобально, то основное влияние на тарифы имеет уровень оптовой цены на электроэнергию, который зависит, в свою очередь, от стоимости угля для тепловых электростанций, стоимости ядерного топлива для атомных электростанций и стоимости передачи электрической энергии магистральными сетями. То есть от тех факторов, на которые облэнерго не имеет никакого влияния. Оптовая цена электроэнергии составляет около 75 % розничного тарифа для потребителей. Я напомню радиослушателям, что остальные 25 % составляют тарифы на передачу и поставку электроэнергии, что в сумме дает нам розничный тариф.
Основными факторами стимулирующего тарифообразования являются:
- проведение переоценки активов, то есть основных фондов Компании, с целью установления РБА - регуляторной базы активов для расчета амортизации и прибыли;
- установление нормы прибыли на уровне, достаточном для привлечения необходимого объема инвестиций; НКРЕКП утверждена норма прибыли на уровне 12,5% на данный момент.
- соблюдение целевых показателей качества и надежности, о них подробнее остановимся чуть позже.
- снижение фактических потерь электроэнергии. К слову, средние фактические потери по Украине составляют 14-16 %, в странах же Европы 4-5%.
В случае перехода энергокомпаний на стимулирующее тарифообразование также будут применяться следующие подходы:
- Общий показатель эффективности для первого регуляторного периода (необходимость ежегодного снижения потерь) установлен на уровне 1%. То есть энергокомпании ежегодно должны снижать фактические потери в электросетях. В случае невыполнения этого условия, тарифы на передачу и поставку электроэнергии будут корректироваться.
- Целевой показатель качества (SAIDI) для городской территории установлено 150 минут, для сельской 300 минут. Это будет означать необходимость значительно сократить среднюю продолжительность перерывов энергоснабжения. Этот показатель энергокомпании должны достичь за 8 лет, ежегодно снижая продолжительность отключений от 50 до 100 минут в год.
В чем выгода для потребителей от внедрения новой модели тарифообразования и повысятся ли тарифы?
Выгоды для потребителей
- Стимулирующие тарифы для энергокомпаний НЕ ПОВЛИЯЮТ на стоимость электроэнергии для населения; тарифы для населения утверждены Постановлением НКРЕКП от 23.04.2012 года №498 с изменениями и дополнениями Постановлением от 26.02.2015 года №220.
- Повышение надежности и улучшение качества электроснабжения за счет уменьшения количества аварийных отключений;
- Улучшение непрерывности электроснабжения за счет сокращения средней продолжительности долгих перерывов в электроснабжении (показатель SAIDI)
- Улучшение качества полученных услуг;
- Снижение тарифов за уменьшения потерь электроэнергии в электрических сетях в долгосрочной перспективе.
Расскажите подробнее о методе «Затраты +», в чем он заключается?
- На сегодняшний день «Херсоноблэнерго» рассчитывает тарифы на передачу и поставку электроэнергии в соответствии с Постановлением от 01.08.2001 года № 801, то есть по системе «Затраты +». В чем заключается эта система? Тарифы на передачу и поставку рассчитываются путем деления операционных расходов Компании за год на объем поставки электрической энергии. Операционные затраты - это заработная плата, затраты на ремонт сетей, топливо и прочие услуги. За основу принимаются затраты Компании предыдущего года, зачастую не учитывая индекс цен производителей и промышленной продукции на следующий год. Эта система неэффективна и непрозрачна. НКРЕКП имеет право (и довольно часто пользуется этим правом!) отдельным решением внести изменения в структуру тарифа Компании, таким образом уменьшив операционные расходы, а, соответственно, и тарифы на передачу и поставку электроэнергии. Таким образом, тарифы в данное время являются экономически необоснованными, тем что не учитывают реальных рыночных условий и при этом энергокомпании не имеют стимулов для снижения своих затрат.
Существующая модель тарифообразования предусматривает:
• Ежегодный пересмотр тарифов НКРЕКП, таким образом, устанавливает минимальные возможности для планирования деятельности компаний.
• Операционные расходы - устанавливаются НКРЕКП от достигнутого (фактического) уровня, не дает Компании стимулы к эффективности и оптимизации расходов компаний.
• Амортизация рассчитывается исходя из налоговой и не отражает реальную стоимость активов.
Несколько слов об амортизации. Амортизация - это составная часть тарифа на электроэнергию, это средства предназначенные для реконструкции и модернизации электросетей, причем в любой из систем тарифообразования. В общем амортизация определяется износом основных фондов Компании. К слову нужно сказать, что износ активов «Херсоноблэнерго» составляет по разным оценкам от 60-70%.
Такая ситуация сложилась вследствие хронического недофинансирования мероприятий по восстановлению и развитию сетей ЧАО «ЭК« Херсоноблэнерго» на протяжении многих лет. Средств, предусмотренных на выполнение мероприятий инвестиционной программой, ремонтов и модернизации электрических сетей, определенных по действующей методике «Затраты +», не хватает.
Недостаточный объем средств в соответствии с действующей Инвестиционной программой для восстановления сетей энергокомпаний приводит к:
- частым и длительным перебоям в электроснабжении;
- несоответствующему качеству электрической энергии;
- недоверию потребителей к обоснованности уровня тарифов на электрическую энергию.
Таким образом, у энергокомпаний отсутствуют стимулы к:
- Привлечению инвестиций;
- Повышению качества услуг;
- Осуществление деятельности, так как прибыль «запрещена» НКРЕКП.
Существующая модель исчерпала себя и требует кардинальных изменений. Переход на систему стимулирующего тарифообразования позволяет решить эти проблемы.
Как будет происходить (возможно, он уже происходит) переход на новую систему, какие внедрения ждать Херсонщине в сфере электроэнергетики?
- Переход на стимулирующее регулирование уже давно назрел так как действующая методика расчета тарифов и средств по Инвестиционной программе согласно существующей методики не обеспечивают восстановление электросетей на должном уровне, их своевременную реконструкцию и модернизацию при, казалось бы, постоянном росте тарифов для потребителей. Процесс перехода на новую модель тарифообразования был запущен еще несколько лет назад при присоединении Украины к энергопакету Европейского Союза и имплементации Директивы 2009/72/ЕС. В 2013 году была сделана первая попытка по внедрению новой модели тарифообразования, однако вследствие не урегулирования нормативной базы по стимулирующему тарифообразованию, не была завершена. Однако огромный шаг к внедрению RAB-регулирования был сделан в 2016 году с принятием Верховной Радой закона Украины «О рынке электроэнергии».
Хочу подчеркнуть, что переход на стимулирующее регулирование это не прихоть энергокомпаний, в частности «Херсоноблэнерго», это законодатели в лице Верховной Рады и регулятор НКРЕКП требует от нас проведения ряда мероприятий по переходу на новую модель тарифообразования, что соответствует соглашению Украины и Европейского Союза. За последние несколько месяцев НКРЕКП приняло ряд постановлений, необходимых для внедрения новой модели тарифообразования.
Согласно которым, 19 августа 2017 состоялись открытые обсуждения указанных проектов тарифов на передачу и поставку электроэнергии с привлечением представителей органов местного самоуправления, сектора НКРЕКП в Херсонской области, профсоюзов и предприятий водоснабжения города Херсона. 29 августа 2017 ЧАО «ЭК« Херсоноблэнерго» направило заявления в НКРЕКП Киева в соответствии с процедурой пересмотра тарифов для лицензиатов по передаче электрической энергии местными (локальными) электросетями и по поставке электроэнергии по регулируемому тарифу. Расчеты были поданы по обеим методикам и «Затраты +» и «Стимулирующему регулированию».
В случае перехода ЧАО «ЭК« Херсоноблэнерго» на стимулирующее тарифообразование, прежде всего, будет улучшено качество электроснабжения и уровень обслуживания потребителей. Введение в действие новых мощностей и строительство сетей Херсонской области обеспечит базу для развития бизнеса. Надежность и качество услуг будет повышаться за счет новых инвестиций.
Особенно следует отметить, что при переходе на стимулирующее регулирование сумма средств Инвестиционной программы ЧАО «ЭК« Херсоноблэнерго» по сравнению с 2017 годом увеличится на 640,8 млн.грн. Это позволит улучшить энергетическую инфраструктуру Херсонской области и улучшит качество и надежность электроснабжения потребителей Херсонской области.
И в заключение, хотелось бы проинформировать наших слушателей, что указанная информация размещена на сайте компании, также на сайте компании вы можете посмотреть массу полезной информации, в том числе сообщить о потребленной электроэнергии, получить счет на оплату без очередей и неудобств.
Спасибо! Хочу пожелать нашим радиослушателям света и тепла.
Беседовала Анастасия Матюхина